По прогнозам врачей, Игорь Скикевич после травмы должен был провести всю жизнь лёжа в кровати, а он проводит её… в кругосветном путешествии!
Перед новым годом маршрут привёл параэкстремала в Ставрополь
Игорь Скикевич — ведущий эксперт по паратуризму в России, изобретатель, общественный деятель, вице-президент Национальной академии исследований и открытий «Русский путешественник».
10 лет назад врачи приговорили его к пожизненной неподвижности. А сегодня их «обреченный» пациент опускается на морское дно, поднимается на вершины гор и летает выше облаков. В Ставрополь, на встречу со студенческой молодежью, он прибыл в рамках кругосветной экспедиции, которую начал в сентябре прошлого года в Таганроге, а завершит в 2020-м в Новой Гвинее.
Полный паралич — никаких шансов
В 42 года Игорь Скикевич подхватил простуду, которая из-за врачебной ошибки обернулась для больного страшной травмой спинного мозга. Еще вчера он вел активную жизнь, занимался туризмом, краеведением и археологией на родном Сахалине, а теперь не мог пошевелить пальцем и страдал от непереносимой боли, которую не могли снять никакие препараты.
Но еще страшнее был вердикт врачей: будущее Игоря — полная парализация, жизнь «овоща», и это навсегда, — шансов на улучшение нет.
Отчаяние, мысли о самоубийстве и нескончаемая пытка болью — так вспоминает он первые месяцы после выписки. Единственным движением тела были судороги. Однажды Игорь вспомнил картинку, потрясшую его в детстве, — как безжизненная рыба, попав в воду, начинает биться в конвульсиях, оживает и, даже будучи смертельно раненной, идет вверх по водопаду метать икру.
Мужчина решил: пусть врачи поставили на нем крест, он не сдастся. Отказался от лекарств, которые снимали судороги, и начал использовать мучительные приступы для передвижения. Попросил друга положить сигареты в другой конец комнаты, и каждый раз во время конвульсий бросал тело в этом направлении. Воображал себя партизаном, подбирающимся к доту врага. Хватал ртом воздух, бился, как раненая рыба. И сделал это — через несколько часов преодолел три метра до стены. А затянувшись сигаретой, решил: «Научусь сидеть — брошу курить».
Весь опыт современной медицины говорил — это невозможно. «Исключено», — устало ответил нейрохирург, услышав по телефону от пациента Скикевича слова: «Я сижу». А когда увидел своими глазами, только и смог сказать: «Как же мало я знаю…»
Позже феномен Скикевича изучали китайские врачи, по нему написали две диссертации, британский режиссер Билл Кларк осенью планирует снять фильм.
Красивый слоган из телевизора — «Невозможное возможно» — стал правдой жизни Игоря, инвалида-«шейника», который по законам медицины должен был провести жизнь прикованным к постели, а вместо этого, смотрите-ка, путешествует вокруг света.
Музыка уносит его за горизонты
Музыка – попутный ветер в паруса
Скикевич разработал собственную методику восстановления — через мысль и регенерацию памяти. Парализованный, он часами тренировался, прокручивая в голове, как ходит и бегает, заставляя мышцы вспоминать движение. Однажды он смог осознанно пошевелить пальцем ноги, и этот крошечный отклик тела стал первой победой на его пути.
«Я понял, что сам себе доктор. Я в себе изменил законы внутреннего подсознания», — говорит он.
Из-за поражения спинного мозга в шейном отделе у Игоря сильно деформировались кисти рук. На помощь пришла иллюстрированная медицинская энциклопедия. Скикевич изучил ее в мельчайших деталях: день за днем, неделю за неделей всматривался в картинки, представлял изнутри, как тянутся по его телу эти красненькие ниточки — нервные пути, и мысленно посылал импульсы в скрюченные пальцы.
Когда они немного разогнулись, взял ручку и… начал писать стихи. Поиск рифм помогал отвлечься от боли, так что автор постепенно увеличил письменные «экзекуции» до четырех часов в день.
За год он сочинил восемь поэм и 200 стихов, большую часть которых посвятил выдуманной возлюбленной. А потом решил ее нарисовать.
Шариковую ручку сменили кисти и карандаши. После года обучения Скикевич открыл у себя на кухоньке арт-студию «Сакура». Освоил портретную живопись и аэрографию. Рисует женские лица, мультяшных очаровашек, японские пейзажи с танцующими журавлями и Фудзиямой на закате.
Что дальше? Чтобы сделать пальцы более чуткими, Игорь сел за синтезатор. Картинами заработал денег на аппаратуру и устроил дома музыкальную мини-студию. Играть учился тоже через мысль: включал YouTube, садился перед зеркалом и «вгонял себя в образ композитора». Так «вогнал», что начал писать музыку.
«В эти моменты я вижу, что происходит в будущем, — делится Игорь. — Меня уносит на те острова, на которых я еще побываю. Музыка — как попутный ветер в мои паруса».
Японские мотивы — одна из любимых тем творчества Игоря
Что, если приделать к коляске крылья?
Неизведанные дали всегда манили нашего героя, и болезнь не стала преградой для его увлечения. В 2015 году Игорь отправился в одиночную трансроссийскую экспедицию в инвалидном кресле, посвятив ее 70-летию Победы.
За 168 дней он проехал автостопом 20 тысяч километров — от Черного моря до Тихого океана. Иногда целыми днями стоял на трассе: у водителей не укладывалось в голове, что человек на коляске может путешествовать таким способом, и они от греха подальше проезжали мимо.
Самое главное путешествие — это путешествие в жизнь.От нас зависит и мир на Земле, и добро, и красота.
И все-таки Скикевич сделал это: хоть и было нелегко (в Новосибирске путника прямо с фуры отвезли в больницу с истощением), проехал со знаменем Победы по 65 городам России от Севастополя до острова Шикотан.
В этой поездке Игорь решил почтить память моряков-подводников, опустившись под воду. Учился с дайвером дышать в акваланге, преодолевая сильнейший страх воды, а выбравшись на берег, подумал: что, если приспособить к коляске крылья и поставить двигатель?..
Уже в следующем году Скикевич запатентовал первую в мире самоходную подводную инвалидную коляску. Новинка вызвала интерес во многих странах, ведь ее можно использовать не только в терапевтическом дайвинге, но и в подводной археологии, рыбалке, фото- и видеосъемке.
Конструкцией может управлять человек с полным параличом ног, она разбирается и собирается за три минуты, а в случае непредвиденных обстоятельств всплывает с пилотом-дайвером даже при выключенном двигателе.
Перед прыжком в пропасть в сочинском экстрим-парке
Не откладывайте мечты на потом
«Верить в себя — жить по мечте» — девиз Игоря. Он жутко боялся воды — и нырнул в свой ужас с головой: опустился на дно моря, совершил сплав по горной реке. Испытывал огромный страх высоты — и поднялся в горы, прыгнул с парашютом, полетел в прыжке Банджи с 69-метровой платформы в сочинском экстрим-парке.
«Кто сказал, что в инвалидной коляске НЕ ЛЕТАЮТ!? Еще как летают! Ой, мамочки, держите меня семеро! Сбылась моя детская мечта-а-а-а-а!!!» — написал он на своей страничке «ВКонтакте», совершив прыжок в пропасть.
«Самое главное путешествие — это путешествие в жизнь. От нас зависит и мир на Земле, и добро, и красота, — делился со ставропольскими студентами удивительный гость. — Моя травма дала мне силы, но не надо ждать такого испытания. Не откладывайте на потом настоящую жизнь. Все может быть по-другому уже сейчас. Наши мечты в наших руках, нет ничего невозможного. Идите к своей цели, верьте в себя!».
Этот путь не усыпан розами, он требует большого труда, упорства и мужества. Но именно воля человека — та сила, которая способна преодолеть любые преграды и творить чудеса.
Игорь по-прежнему начинает и заканчивает каждый день «зарядкой мысли»: представляет, как бегает, прыгает, плавает — и жизнь понемногу возвращается в, казалось, омертвевшие клетки. Через восемь лет после парализации, рассказывает Игорь, он начал сгибать колено, еще через два — восстановил нервы до торса. С точки зрения современной медицины все это — из области фантастики.
Мало того: с помощью своего «напарника» — экзоскелета «Гоши» Игорь научился самостоятельно стоять. «Гоша» представляет собой каркас особой формы из легкого пластика, изготовленный для Скикевича по спецзаказу в Санкт-Петербурге. Пока Игорь тренирует в нем вестибулярный аппарат, закрепляет мышцы в вертикальном положении, а дальше планирует заниматься физическими упражнениями на сгибы мышц.
Однажды он сделает шаг — человек, которому 10 лет назад доктора сказали: «Это все. Смирись». И снова докажет: наши возможности безграничны, если дух несокрушим.
Фатима МАГУЛАЕВА